Топ-100
лого стлогистик24, брэнд стлогистик24
меню

Крепление груза при перевозке автомобильным транспортом

крепление груза при автоперевозках
Правильное крепление грузов предотвращает потерю и повреждение имущества при перевозках автомобильным транспортом. Этот вопрос особенно актуален в РФ, где грузовики преодолевают расстояния в тысячи километров и ездят в условиях большого количества ям.

Практика крепления грузов при перевозках по России автомобильным транспортом

На момент 2020 года не существует национальных правил крепления грузов в сфере перевозок автомобильным транспортом. Водители руководствуются международными стандартами крепления. Но они разработаны для стран с более развитой инфраструктурой и многократно меньшей протяженностью государственных границ.

В 2005 году власти Республики Беларусь решили эту проблему, утвердив национальные правила подготовки груза к перевозкам автомобильным транспортом. В российском же законодательстве подобные нормы отсутствуют. Но этот вопрос рассмотрен в 5 главе «Правил перевозки грузов и пассажиров городским электрическим и автомобильным транспортом». Также он поднимается в приложении № 2 к правилам расчета прижимистых средств, крепления, рабочей нагрузки.

Требования к креплению грузов в нормативных актах РФ

В России действуют следующие правила крепления грузов для перевозок автомобильным транспортом:
  1. Перед началом поездки проверяют состояние средств и инструментов фиксации.
  2. Грузы перевозят машинами без дефектов кузова, стенок, бортов, настила;
  3. Погрузку выполняют в соответствии с утвержденной схемой расположения и крепления;
  4. Для транспортировки используют автомобили, соответствующие требованиям крепления конкретного груза;
  5. Опорные поверхности и настил бортовой платформы очищают от снега, грязи, льда перед началом пути.

В правилах крепления при перевозке грузов запрещено превышать допустимую грузоподъемность автомобильного транспорта и нагрузку на ось. Транспортируемое имущество необходимо равномерно раскладывать по всей платформе. Сначала расставляются предметы с наибольшей массой, а поверх них — более легкие вещи. Максимальный зазор между грузами и боковыми/задними бортами не должен превышать 15 см. Свободное пространство заполняется емкостями, прокладками, упаковочными материалами. Длинномерные грузы с разной длиной, толщиной, общими габаритами раскладываются по принципу «длинное — снизу, короткое — сверху». Насыпные материалы не укладывают выше кромки.

Ответственность за крепление и установку груза при автоперевозке лежит на водителе или грузчике. Она бывает материальной (при потере, повреждении, ухудшении внешнего вида имущества) или уголовной (если неправильная фиксация привела к ДТП).

Действие инерционных сил на груз

При экстренном торможении автомобиля образовывается сила, составляющая до 80% массы самого груза. Она давит на перевозимое имущество, способствуя его смещению. При повороте, старте движения, ускорении, преодолении подъемов инерционная сила составляет до 0,5g (примерно половина массы груза). В обычных условиях это приводит к потере, смещению, повреждению транспортируемых объектов. И только подготовка автомобильного транспорта к перевозке позволяет избежать потерь.

Приведем пример: водитель плохо зафиксировал перевозимое имущество. После 100 километров пройденного пути груз устремляется на боковые стенки, задний или передний борт под воздействием инерционных сил. Он оказывает давление на другое имущество. В результате нарушается целостность корпуса авто или существенно повреждается перевозимое имущество. Плохая подготовка автомобильного транспорта к перевозке груза способна замедлить, но не предотвратить повреждение имущества.

Крепление путем увеличения трения между кузовом и грузом

Увязка поверху прижимными ремнями

Для крепления груза на автомобильном транспорте используются стяжные ремни (рэтчеты). Они прижимают груз к полу и предотвращают его смещение. Их принцип работы основывается на нейтрализации инерционного воздействия путем увеличения силы трения.

Правила подготовки груза и его установки при перевозке автомобильным транспортом предусматривают использование прочных эластичных ремней. Они должны выдерживать нагрузку от натяжения, но при этом не пережимать груз. Технические характеристики крепежных элементов указывают на четырехугольных ярлыках («паспортах»). Там содержится следующая информация:
  1. Длина;
  2. Год выпуска;
  3. Материал;
  4. Допустимая рабочая нагрузка (LC);
  5. Сила натяжения;
  6. Соответствие стандартам.

Крепление груза в автомобильном транспорте проводится только исправными рэчетами, без повреждений и потертостей. Их нельзя завязывать в узел или перекручивать. Они должны полностью охватывать груз по ширине и равномерно распределяться по его поверхности. Также нельзя допускать следующих нарушений:
  1. Превышение максимально допустимой нагрузки;
  2. Натягивание поверх углов или острых поверхностей;
  3. Подъем груза на ремнях;
  4. Использование менее 2 рэтчетов.

Крепление рэтчетами перед перевозкой автомобильным транспортом занимает от 15 до 60 минут и не требует специальных знаний или особого опыта. Существуют следующие формы увязки ремнями:
1) Петлевые — предотвращают смещение в обратную сторону;
2) Рессорные — защищают от опрокидывания и скольжения;
3) Круговые — для объединения нескольких объектов в одно целое;
4) Прямые — для грузов с кольцами или иными крепежными элементами.

Противоскользящие маты

Учитывая ответственность за крепление груза при автоперевозке, водители часто дополняют ремни противоскользящими матами и резиновыми ковриками. Их устанавливают между основанием груза и настилом, чтобы уменьшить вероятность скольжения и силы трения. Этот способ фиксации является вспомогательным.
Рассчитаем стоимость транспортировки за 15 минут

Крепление по принципу компенсации инерции

Увязка ремнями на растяжение

Крепление растяжками («якорный способ») используют при перевозке грузов судоходным или автомобильным транспортом. Оно предусматривает фиксацию перевозимого имущества тросами, ремнями или цепями. С одной стороны их цепляют за настил, с другой — за трос. В результате получается «паутина», предотвращающая смещение.

Чтобы обеспечить надежное крепление груза якорным способом при автомобильных перевозках, необходимо соблюдать следующие правила:
  1. Использовать не менее 4 ремней, тросов или цепей;
  2. Равномерно натягивать все крепежные элементы;
  3. Проводить фиксацию в соответствии с формулами или таблицами;
  4. Применять только исправные крепежные элементы и проверять их по окончанию каждой поездки.

При креплении груза растяжками учитывают силу натяжения и длину ремня, максимальную рабочую нагрузку, габариты автомобильного транспорта, на котором осуществляются перевозки. Для расчета силы растяжения и величины угла используются специальные формулы и таблицы.

Блокировка

Существует альтернативный способ подготовки грузов к перевозкам — блокирование груза в автомобильном транспорте. Предметы раскладывают таким образом, чтобы они тесно соприкасались друг с другом и стенками борта, не имея возможности сместиться. Оставшиеся зазоры устраняют при помощи следующих средств:
  1. Пакеты со сжатым воздухом, которые надуваются до тех пор, пока не заполнят собою все свободное пространство. Этот метод экономит время не требует какого-либо крепления, исключает перегруз авто и позволяет заполнить самые сложные пустоты;
  2. Деревянные распорки — простой, универсальный и сравнительно недорогой способ;
  3. Надувные подушки.

Метод блокирования особо актуален в тех случаях, когда задействовано не все грузовое пространство. Для повышения надежности, его можно комбинировать с якорным и ременным креплением.

Комбинированные приемы крепления груза

При перевозке особо ценных партий товара методы комбинируют друг с другом. Например: используют ремни вместе с противоскользящими матами или блокируют груз, после чего фиксируют его растяжками. Рэчеты хорошо сочетаются с деревянными распорками, а воздушные подушки — с противоскользящими материалами.

Как выбирают способ крепления

Крупногабаритные и тяжелые грузы обычно крепят при помощи растяжек (якорным способом), так как они выдерживают особенно высокие нагрузки.

Партии паллет удобно блокировать, грузы разной формы и объема удобно фиксировать ремнями.

Каждый способ хорош по-своему. Деревянные распорки можно изготовить из подручных материалов и адаптировать под любой груз. Надувные пакеты с воздухом почти не занимают места и имеют более чем малый вес. Воздушные подушки исключают даже малейшее повреждение имущества.